О КОМПАНИИ / СТАТЬИ / О свете в фотографии |
О свете в фотографии
—Дорогая, можно мы будем спать при свете?
—Конечно.
—Света, заходи.
Мы привыкли думать, что видим вокруг предметы, людей, природу — конкретные вещи. На самом деле мы не видим реальных объектов, мы воспринимаем свет, исходящий от них. Точно так же фотография не снимает цвета, объёмы или фактуры — она имеет дело только со светом. Слово «фотография» уж примелькалось, и мы забыли его первоначальный смысл, а ведь в буквальном переводе фотография означает «светопись». Поэтому, в определённом смысле, Света — это свет, а свет — это Света. Итак, сегодняшний наш разговор о свете в фотографии.
От одного и того же объекта мы можем получить разные зрительные впечатления, потому что во многом они зависят от характера освещения. Следовательно, фотографу недостаточно знать, что объект хорошо освещён и виден: он должен уметь понять, как падает световой поток, каковы контрасты, форма образовавшейся светотени и т.д. Глаз человека приспосабливается к световым условиям: хорошо видит и при ярком свете, и при низкой освещенности. Но впечатления от картины природы при этом будут различными: яркий солнечный свет радует человека, сумерки вызывают ощущение покоя, темнота настораживает и т. д. Очевидно, что свет преобразует картину действительности и влияет на настроение зрителя.
При всём этом важна не только освещённость, а, например, соотношение яркостей. Глаз различает яркости, даже если они разнятся всего на 10%. Понятно, что, если этих различий нет, если все детали объекта будут одинаково белыми, серыми или чёрными, глаз перестанет их различать, детали сольются в общую массу и станет невозможно оценить объёмную и контурную форму предметов.
Отношения контрастов, светов и теней складываются в отчетливый рисунок, порой даже напоминающий графические построения. Пластические светотональные переходы обрисовывают объёмы и пространства. Полон своеобразия рисунок, возникающий при мягком бестеневом освещении. Освещение, наконец, зависит от источника: солнце, луна, свет, рассеянный атмосферой. Яркости же, возникающие на наблюдаемом объекте, определяются двумя вещами: тем, какой свет падает на поверхность (сила, спектральный состав, направление падения лучей), и тем, как свет от поверхности отражается (цвет и фактура).
Как видите, названо много «жутковатых» переменных величин: источники света, интенсивность светового излучения, спектральный состав, направление световых лучей, цвет, фактура освещаемого объекта и пр. Не стоит пугаться, просто предоставьте себе, какие разнообразные световые рисунки возникают при различных сочетаниях этих элементов. В тёмном помещении, куда проникает тонкий луч солнечного света, образуется эффектный световой рисунок, возникают высокие контрасты светотени, складывается общая низкая тональность. В погожий день под деревьями образуются кружевные тени. Дождливой осенью мягкий рассеянный свет пасмурного дня подчеркивает пастельные тона пейзажа. Ранней весной снег искрится, блестит вода, тени становятся прозрачными.
Ещё раз напомню, что для хорошей фотографии недостаточно просто хорошей освещённости. При точной наводке на резкость и правильном расчёте экспозиции фотоизображение обязательно получится. Но каким оно будет? По свету — случайным, иногда удачным по рисунку светотени, но чаще с неопределённым световым решением, а грамотным лишь технически.
НАТУРНЫЙ СВЕТ.
Несомненно, что самым распространённым в фотографии является дневное освещение, которое часто называют натурным, или естественным, освещением. Главный источник света здесь — солнце, даже если съёмка ведётся в пасмурную погоду и солнечный свет достигает объёкт съёмки, уже рассеянный плотным слоем облаков.
При безоблачном небе солнце посылает на землю мощный поток прямых лучей, и на освещённых предметах образуется богатый световой рисунок. Это та своеобразная палитра красок и тонов, с которой будет работать фотограф.
Мы можем разложить по полочкам эти «краски». Со стороны источника света на освещаемом предмете образуются высокие яркости — света. С противоположной стороны возникают тени, которые принято называть собственными тенями. И сам освещаемый предмет отбрасывает на окружающие его поверхности или другие предметы тень, которую называют падающей тенью. В тени отраженный свет виден достаточно хорошо, он высветляет теневые участки. Эту подсветку тени называют рефлексом. Поверхности, ограничивающие объём предмета, обращены к свету под различными углами, поэтому одни из них выглядят темнее, другие светлее. Так появляются не только тени, а еще и полутени — мягкие переходы от ярких светов к глубоким теням. А в тех местах, где упавший луч света отразился от освещаемой поверхности под углом зеркального отражения, возникают блики.
Если вам не удалось воплотить свои замыслы со светом на месте съёмки или вы хотите улучшить уже сделанные снимки, фотоцентр «Блиц» на первом этаже Торгового Центра по вашему желанию отрегулирует яркость, контраст и другие свойства изображения за считанные секунды, а также кадрирует снимок и отпечатает с цифровым качеством всего за один час. В следующий раз мы закончим рассказ о натурном, в том числе лунном, освещении и расскажем о других его видах.