О КОМПАНИИ / СТАТЬИ / О свете в фотографии 2 |
О свете в фотографии 2
Какие только страсти не случаются в лунную ночь. Оборотни превращаются в зверей, из водоёмов вылезают русалки с ундинами и начинают завлекать несчастных жертв, ведьмаки с колдуньями берутся за чародейство, а вампиры, не боясь обжечься лучами солнца, отправляются на охоту за свеженькой кровью. Однако не только нечисть оживает в такую ночь. В полнолуние частенько на охоту выбираются фотографы, чтобы сделать пару снимков в одном из самых необычных видов освещения. Мы продолжаем разговор о натурном свете в фотографии.
ФОНАРЬ ЛУНЫ
Наверное, многие из вас пробовали снимать при луне. Значит, вы обратили внимание на то, что формы и раскладка светотени при лунном свете совпадают со светотеневым рисунком от солнца. Тем не менее эти эффекты освещения сильно отличаются друг от друга за счет других характеристик: ночью сильно повышаются контрасты светотени. И если днем в тенях легко различаются тональные переходы, то ночью тени становятся более однотонными, лишаются деталировки.
На открытом воздухе немало источников и искусственного освещения. Это могут быть фонари, освещённые витрины, огни реклам или праздничного салюта, костёр на берегу реки и многое другое. Необычайно живописен эффект освещения раннего вечера, когда ещё имеется небольшое количество дневного света и уже зажигаются вечерние огни. Это время суток особенно благоприятно для съёмок. На объекте ещё присутствует немного рассеянного света, что позволяет получить снимки с тонкой проработкой деталей в тенях. В то же время зажжённые огни дают высокий контраст рисунка. Изображение получается одновременно и тонким по тонам, и ярким по «краскам».
В позднее время эта тонкость тонального рисунка пропадает по мере исчезновения остатков дневного света. Появляются ещё более высокие контрасты. Зачастую общий тон снимка становится совершенно чёрным, а контрастные световые пятна рассыпаются по всему полю кадра. Изображение при этом получается пёстрым из-за отсутствия промежуточного серого тона, который мог бы связать эти пятна в общий рисунок.
СЕЯННЫЙ-РАССЕЯННЫЙ СВЕТ
Очень важно учитывать такой элемент натурного освещения, как рассеянный свет неба. Часть солнечных лучей рассеивается в земной атмосфере, достигая поверхности земли в виде потока мягкого ненаправленного света. И если от положения солнца зависит рисунок светотени, то количество рассеянного атмосферой света определяет контрасты светотени. Чистое безоблачное небо посылает на землю наименьшее количество рассеянного света. Облака же выступают своеобразными отражателями и повышают количество рассеянного света. От этого смягчаются контрасты светотени. И если небо сплошь затянуто легким полупрозрачным слоем облаков, объект съёмки насыщается заполняющим светом предельно, и рисунок теней тогда еле намечается.
СВЕТ, КОТОРЫЙ ОТРАЖАЮТ
Картина дневного освещения была бы неполной, если бы к направленному и рассеянному свету мы не добавили свет, отражённый наземными предметами. В ряде случаев это освещение достигает значительной величины, как, например, при съёмках на снегу, на берегу моря, в песках, вблизи светлоокрашенной стены и пр. Даже ладонь способна отражать свет, что легко проверить, подставив её к настольной лампе. Если речь идёт о съёмке на юге, то уменьшение выдержек может быть объяснено увеличением яркости солнечного света. Но с этим же явлением фотограф встречается и на берегах северных морей. Следовательно, на экспозиционный расчет влияет увеличение общего рассеянного света: его посылает на объект не только открытое небо, но еще и мощный отражатель — поверхность моря. Люди, сфотографированные на снегу, оказываются подсвеченными снизу, что даёт возможности для создания дополнительных эффектов. Блики от волнующейся и рябящей поверхности морей, озёр и рек порой выстраиваются в целые рисунки, а отражённые на другие предметы, блики водоёмов способны придавать новую световую фактуру объектам съёмки.
Вот мы и закончили начатый в прошлом номере разговор о натурном, то есть естественном, освещении. В следующий раз мы поведаем о том, что наиболее существенно для понимания роли света в фотографии — о его направлении. Так же, как и композиция, свет по направлению бывает фронтальным, а кроме того — контровым, боковым и т.д. Природа — капризная штука, поэтому на открытом воздухе не всегда удаётся добиться того эффекта освещения, который был необходим. В современном фотоцентре «Блиц» на 1-м этаже Торгового центра для таких случаев работает опытный дизайнер, готовый по вашему желанию наладить освещение в снимке: исправить яркость, подправить контраст или рассеять свет, изменить направление освещения и даже превратить дневной снимок в ночной. Так что «фотографировать» можно даже после того, как плёнка проявлена, ведь для вас работает «Кодак-Блиц», фотографировать с которым легко.