О КОМПАНИИ / СТАТЬИ / О свете в фотографии 3 |
О свете в фотографии 3
ВЫ ДУМАЕТЕ ОТКРЫТКИ ДЕЛАЮТСЯ ПО-ДРУГОМУ?
Наконец-то в столице Сибири «мороз и солнце — день чудесный!». Но дремать не надо, уважаемые друзья. Пускай медведи пребывают в зимней спячке, а фотограф зимой должен бодрствовать. Причин тому много, одна из которых обилие отражённого света, о котором мы говорили в прошлый раз. «Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит», — если даже не знакомого с фотографией Пушкина впечатлила эта картина, то для охотника за красивыми снимками морозная погода, обыкновенно солнечная, должна стать лучшим временем для съемок.
Однако время — понятие растяжимое, и если в течение дня каждые три часа вы будете делать снимки одного объекта на природе, то непременно увидите, что разные направление и качество света делают его почти неузнаваемыми. Впрочем, не стоит мерзнуть, проверяя теорию. Узнайте ее из следующих строк.
ФРОНТАЛЬНЫЙ СВЕТ УХОДИТ В ТЫЛ
Свет, падающий на объект спереди, со стороны фотоаппарата, называют фронтальным. Чаще всего он не подходит для съемки: выразительный световой рисунок отсутствует, нет градации светов и теней, объемные формы передаются плохо, тени от предметов падают назад и скрываются за самими фигурами. Наверняка, вы и сами замечали подобный эффект, например, когда пользовались прямой агрессивной вспышкой.
Пространство при фронтальном освещении очерчивается вяло, так как предметы на разных расстояниях освещены одинаково ярко. К тому же равнозначность всех без исключения тонов при фронтальном свете делает изображение слишком пестрым, перегруженным деталями.
Все эти обстоятельства дают основания считать фронтальное освещение в большинстве случаев нежелательным. В практической работе такого света следует избегать. Но в некоторых случаях он полезен. Что это за случаи? Фронтальным освещением можно воспользоваться, если вы задались целью передать собственные тона объекта, не изменяя их световым рисунком. Тогда изображение получается очень тонким, нежным, как иногда говорят, пастельным. Но, разумеется, такой эффект достигается далеко не всегда и только в особых случаях: если то, что снимается, состоит из близких по контрасту тонов или всего двух (чёрный и белый) очень контрастных тонов.
ТЕНЕВАЯ НЕ ТОЛЬКО ЭКОНОМИКА
Световой рисунок при съемке объекта под лучами, падающими сбоку, дает более живописную светотень и освобождает снимок от многих недостатков фронтального освещения. Отчетливая светотень становится организующим началом распределения тонов в кадре. Снимок освобождается от излишней пестроты, так как часть деталей объекта оказывается в тени.
Чередование светов и теней дает представление о пространственной протяженности объекта съемки, и снимок теряет плоскостной рисунок. Боковой свет очерчивает объемы и рельефы, более отчетливо передает фактуры поверхностей и предметов. Поэтому боковое направление света, пожалуй, является самым распространенным при фотосъемках и во многих случаях дает очень хороший результат.
Существует множество вариантов бокового освещения: переднебоковое, заднебоковое и пр. Вся эта группа световых рисунков обеспечивает хороший результат и имеет главными признаками отчетливо видимую в кадре светотень.
СВЕТ-КОНТРА
Название контрового света происходит от «контр» — «против». Свет направлен против фотоаппарата. Его источник находится с противоположной стороны от объекта съемки. При контровом освещении предметы обращены к аппарату своей теневой стороной, в кадре преобладают тени, и снимок приобретает низкую, темную тональность. Изображение становится еще более собранным в тоне, если сравнивать его с кадрами, сделанными при боковом освещении, так как световые блики занимают относительно небольшие площади. Пестрота и перегруженность снимка деталями здесь, как правило, исчезают совершенно.
Пространство при контровом освещении передается как за счет нарастания светлоты тонов в глубине, так и за счет хорошей проработки воздушной среды. Контровой свет четко очерчивает контурную форму фигур и предметов. Но их объемы передаются менее убедительно, чем при боковом освещении. Так же хорошо при контровом свете получаются шероховатые, глянцевые и зеркальные фактуры: например, убедительно передается рыхлая фактура снега, его выпуклости ясно вырисовываются бликами, контрастирующими с общим темным тоном теневых участков.
Ученые говорят, зимой человек страдает от нехватки солнца. Нет лучшего способа «законсервировать» кусочки лета, чем фотографии. Потребляя их в течение года вы сохраните солнечное настроение. Но и зимой не забывайте про фотографию: снимки красивых зимних пейзажей, фотографии с Нового года — все это радует глаз. Однако при одном условии: хорошем качестве. Сеть фотоцентров «БЛИЦ» желает помочь вам в этом не только рубрикой советов, но и услугами по печати и редактированию фотографий (1-й этаж ТЦ). И помните: фотографировать с нами легко!