О КОМПАНИИ / СТАТЬИ / КАК СОЗДАЮТ ИЛЛЮЗИЮ В ФОТОГРАФИИ |
КАК СОЗДАЮТ ИЛЛЮЗИЮ В ФОТОГРАФИИ
Будучи неким изображением на плоской поверхности, фотография, кажется, всю жизнь занята как раз тем, чтобы эту свою «плоскость» преодолеть. В некотором роде, само возникновение фотографии является одной из существенных побед человека в борьбе за более правдоподобное, то есть более пространственное изображение. Пространственность картины как в фотографии, так и в живописи, принято называть перспективой.
ТРИ СПОСОБА ВИДЕТЬ МИР
Перспектива — закономерности изображения предметного мира в соответствии с его зрительным (оптическим) восприятием. Эпоха Возрождения вместе с вечными шедеврами живописи, скульптуры и музыки подарила нам перспективу. Понятие линейной перспективы впервые было введено и разработано именно мастерами Ренессанса. Что же подразумевается под понятием линейной перспективы? Вещи, интуитивно известные нам всем: фигуры и предметы кажутся тем меньшими, чем дальше они находятся; параллельные линии, уходящие вдаль, обнаруживают стремление сойтись в одной точке; грани предметов, направленные по лучу зрения глаза, кажутся короче, чем в действительности.
Но кроме банальной линейной существует тональная перспектива — изменение цветов и тонов предметов, обусловленное расстоянием. Силу этого типа перспективы способен оценить каждый, кто бывал в горах. Ее свойства: четкость, ясность очертаний предметов теряются по мере удаления от глаза; одновременно уменьшается насыщенность цветов, которые в отдалении теряют свою яркость; контрасты светотени в глубине смягчаются; постепенно угасают блики и рефлексы; глубина, дали кажутся более светлыми, чем передний план.
Психофизиологи утверждают, что восприятие линейной перспективы — не естественное, а выученное свойство человека. Изначально мы видим мир стереоскопическим зрением. По мере взросления эта способность быстро утрачивается. Что такое стереоскопическое видение, взрослому человеку, видимо, трудно понять. Но утверждают, что гениальный Поль Сезанн воссоздавал на своих полотнах эффекты стереоскопического восприятия, которым он обладал. Попробуйте всмотреться в картины Сезанна: возможно, у него вы почерпнете новые приемы в изображении действительности.
ПЕРСПЕКТИВА — ЭТО ПЕРСПЕКТИВНО
Манипуляции с перспективой — занятие для тех, кого уже нельзя назвать новичком в искусстве фотографии. В зависимости от замысла, перспектива может быть глубокой, а может наоборот — распластаться на плоскости. К примеру, съемка пейзажа редко обходится без включения двух типов перспективы, усиливающих глубину: линейной (река, текущая вдаль; дорога, уходящая за горизонт) и в особенности тональной (голубые горы вдалеке; дымка над озером, заслоняющая другой его берег).
Преимущества пространственно глубокой фотографии кажутся очевидными. Но зачем, спросит читатель, намеренно уплощенное изображение? Отвечу, что часто плоская картина может быть даже интересней. Разрушив на фото привычные пространственные признаки, можно передать как рядом стоящие предметы, которые расположены далеко друг от друга: например, добиться эффекта, когда кажется, будто элемент пейзажа лежит у кого-то на руке. Таким же образом, разрушая пространственные стереотипы восприятия, можно создавать фотокартины, на которых главными художественными доминантами станут цвета, тона и линии. Подобное раскрепощение линий позволит творить шедевры в духе классического декаданса. А грамотная разработка цветовых пятен сделает фотографию исключительно привлекательной.
Вот несколько советов, позволяющих усилить иллюзию глубины.
1. Используйте объектив с малым фокусным расстоянием и включайте в кадр объекты, расположенные на переднем плане.
2. Включайте в кадр диагональные линии, как бы уводящие взгляд за пределы кадра.
3. Отделяйте предметы на переднем плане от заднего плана с помощью избирательного фокуса и соответствующей диафрагмы.
4. Подбирайте боковое или заднебоковое освещение, создающее тени.
5. Разделяйте кадр на три плана — передний, средний и задний с включением в каждый из планов каких-либо объектов.
6. Используйте освещение, создающее ярко выраженные тени.
А эти советы помогут иллюзию глубины развенчать.
1. Используйте объектив с большим фокусным расстоянием и исключайте из кадра объекты, расположенные на переднем плане.
2. Включайте в кадр линии, пересекающие картину вдоль или идущие сверху вниз.
3. Имейте в виду, что съемка, когда все предметы в кадре находятся в зоне резкости, не всегда приводит к ослаблению иллюзии глубины.
4. Используйте равномерное переднее освещение предмета.
5. Исключайте из кадра объекты, находящиеся на разном расстоянии от камеры.
6. Используйте рассеянное, плоское освещение (пасмурная погода, рассеянный или отраженный свет светильников).