О КОМПАНИИ / СТАТЬИ / НЕ МОРГАЙТЕ или ЗАМЕТКИ О ПОРТРЕТЕ |
НЕ МОРГАЙТЕ или ЗАМЕТКИ О ПОРТРЕТЕ
Портрет — пожалуй, самый распространенный жанр фотографии. Человеку интересен прежде всего человек. Поэтому мы так любим снимать своих друзей, родных, разглядывать фото звезд и, наконец, позировать перед камерой. Снять простой четкий портрет, в котором вы будете просто похожи сами на себя, нетрудно. Вспомните, долго ли возятся в ателье фотографы, когда снимают вас на документы. Однако портреты, приковывающие взгляд и заставляющие задуматься, под силу лишь искусному фотографу.
ГЛАВНОЕ, ЧТОБ ДУША БЫЛА
Вероятно наиболее частая проблема портрета в том, что человек не похож на себя. Одна из вездесущих неудач — фиксация случайного и нехарактерного выражения лица, проходной фазы движения лицевых мышц. Но более существенно здесь другое. Чисто внешняя характеристика человека — это еще только полдела. Истинное сходство, при котором мы узнаем и понимаем человека, дает выражение на снимке его внутренней сущности. От художественного портрета мы требуем психологической и социальной характеристики человека, которые находят свое выражение через внешний облик. Думается, что портретисту мало просто встретиться на съемке с человеком — моделью для портрета. Необходимо более близкое с ним знакомство.
Как и в других жанрах, метод съемки портрета бывает репортажным и постановочным, точнее павильонным, студийным. И тот, и другой заслуживают внимания. Но все же репортажный интересней. Никогда не приходилось задумываться, почему дети так ярко и естественно выходят на фото? Они не знают, что их снимают. Вернее, что такое вообще фотография. Портрет человека, пойманного за каким-нибудь занятием, всегда убедителен и занятен. Снимайте людей в действии. Не на фоне памятника, а на пути к нему; не рядом с машиной, а во время вождения, и т.д. Репортажный метод наиболее востребован именно в портрете.
КАК ДЕЛАЮТ ПРЕДВЫБОРНЫЕ ФОТО
Есть и смешанный метод. Когда-то в фотографии зародилась еще одна своеобразная форма портрета, взявшая много от журналистской практики тридцатых годов, но еще не ставшая репортажным портретом. Такой портрет снимался в реальной обстановке, в его композицию включались детали интерьера, он наполнялся атмосферой события. Но снимаемый человек от реального действия, как правило, отключался. Среда, окружение становились фоном, человек же снимался по методике, чем-то напоминавшей работы над студийным портретом.
Фотографы по достоинству оценили возможности этого вида портретного творчества. Изобразительный строй здесь помогает более полно охарактеризовать героя, рассказать о его профессии, о привычной обстановке его жизни, труда, творчества. Процесс съемки здесь обнажен, поза, жест, действия снимаемого человека подготовлены специально. Но действие, построенное для съемки, и не выдается за реально происходящий процесс. Действие нередко развернуто на фотоаппарат, взгляд человека направлен непосредственно в объектив, хотя это, конечно, не обязательно. И как ни парадоксально, такие портреты очень правдивы, лишены какой бы то ни было мистификации. Они не выдаются за репортажные, моментальные, сделанные непосредственно в ходе события и действия человека. Но мы находим здесь психологические аспекты, связь со временем, портрету свойствен известный историзм. Не случайно именно так снимаются многие известные политики: в рабочем кабинете, с пером в руке и мыслью в глазах. Все тоже самое можно повторить хоть на заводе, хоть в пшеничном поле.
СЛЕДИТЕ ПО ГУБАМ
Исследования моторики глаз и психологии зрительного восприятия показали, что, глядя на лицо человека, мы чаще всего обращаем внимание на глаза и рот. Считается, что это связано с большой значимостью этих органов для нас. То же повторяется в фотографии. Не только глаза, но и губы — зеркало души. Множество великолепных портретов было получено, когда фотографу удавалось поймать неуловимое выражение взгляда или губ. Достаточно вспомнить незабвенную Мадонну Леонардо да Винчи: от нее пошло знаменитое выражение «улыбка Мадонны». Обращая внимание на эти части лица, вы наверняка улучшите проникновенную силу портрета. Стремитесь найти именно ту фазу движения век или губ, которая сделает снимок интригующим и осмысленным.
ЗАСТАВЬТЕ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ САМИМ СОБОЙ
Наконец, последнее. Перед объективом мы все застываем. Привычка быть естественным во вспышках камер вырабатывается публичными людьми, звездами политиками, не сразу. Что говорить о тех, кто не привык к вниманию фотографов. Но в то же время скованность вредит снимку. Она возводит барьер между моделью и объективом, фотографом, наконец, перед зрителем. Старайтесь сломать стереотипы поведения человека перед объективом: обманывайте его, смешите, удивляйте, попросите чем-нибудь заняться. Так вероятность получить живой и интересный снимок станет гораздо выше.