О КОМПАНИИ / СТАТЬИ / О ЖАНРАХ В ФОТОГРАФИИ |
О ЖАНРАХ В ФОТОГРАФИИ
Когда фотограф только начинает увлекаться фотографией, круг его тем представляет обычно узколичный интерес: пейзажи и виды городов, в которых ему доводилось бывать, фотографии друзей и членов семьи. Но по мере овладения искусством работы со светом, резкостью, композицией начинающий фотограф вырывается из этого круга домашних тем и сюжетов. Пейзажи становятся картинами природы, портрет фиксирует уже не только внешние черты человека, появляются жанровые снимки и репортаж о событиях. Это значит, что съемки для фотографа перестали быть просто развлечением.
В этот момент для фотографа особое значение приобретает жанр фотографии. Жанр — категория историческая, общность признаков складывается на протяжении всей истории развития искусства. В искусстве фотографии жанры исторически возникли на самых разных этапах его развития. Некоторые жанры перекочевали в фотографию напрямую из живописи: портрет, пейзаж, натюрморт. Некоторые связаны с документальной природой фотографии: фотоинформация, фоторепортаж, фотоочерк.
СТОЯТЬ!
В предельном обобщении можно говорить о двух основных методиках работы с кадром: репортажной и постановочной.
Когда-то, на заре фотографии, рождение постановочной методики началось с заимствования приемов классической живописи. Объект съемки сначала компоновали в предметном пространстве. Снимающегося человека, например, усаживали перед фотоаппаратом, придумывали ему позу, жест, указывали направление взгляда и даже выражение лица; жанровая сценка репетировалась и разыгрывалась, ее участники замирали в принятых позах по сигналу фотографа: «Спокойно, снимаю!». Так сложился способ создания кадра-картины, который впоследствии получил название постановочного метода, или метода постановки.
Многое зависело и от несовершенства технических средств того времени: малой светосилы объективов, низкой светочувствительности фотоматериалов, необходимости длительных выдержек, полной невозможности снимать человека в движении. Однако постановочный метод используется по сей день, порой неосознанно. Вспомните, когда фотографируете людей и просите их собраться так-то или так-то, а потом смотреть в объектив — это и есть постановка.
БЕЖАТЬ!
Совсем другое дело — репортажная съемка. Чем характеризуется эта творческая методика? Съемка по ходу развивающегося события. Съемка без вмешательства в происходящее действие. Компоновка материала не в предметном пространстве, а непосредственно в рамке видоискателя фотоаппарата. Смена точек съемки, планов, ракурса. Все это логически вытекает из документальной природы фотографии. Полученные при этом фотоизображения приобретают такую силу достоверности и убедительности, что буквально захватывают зрителя правдой жизни, неповторимостью остановленных мгновений.
Поэтому в следующий раз, снимая что-либо, подумайте, какой метод подошел бы для вашей задумки лучше.
ПРИРОДА МЕРТВА
«Натюрморт» переводится как «мертвая природа». Натюрморт в фотографии часто понимается как воспроизведение в возможно более изящной форме предметов быта, прикладного искусства и т. д. Существует немало снимков, где изображена посуда, художественные изделия, фрукты, цветы и пр. Часто такие снимки красочны, приятны для глаз и достаточны просты в исполнении. Желая сделать симпатичную фотографию, вы можете обратиться к жанру натюрморта и почти наверняка получите хороший результат.
Неправильным было бы считать натюрморт простейшим жанром фотоискусства. Здесь, как и в любом другом жанре, необходимо научиться выражать в конкретных формах - поэтических, символических, ассоциативных - свою мысль, тему, сюжет.
Снимки, которые мы иногда называем предметными композициями, живут отраженной жизнью человека. Мы знаем немало таких картин: в кадре - угол письменного стола, на нем - часы, показывающие позднее время, книги, раскрытая тетрадь, стакан крепкого чая. И окончательно уточняет тему подпись под снимком: "Завтра- экзамен".
В жанре натюрморта особо точной должна быть работа со светом, поскольку сюжеты снимков часто бывают прочно связаны с обстановкой и временем действия. А во многих работах этого жанра мы видим действующий источник света - настольную лампу, свечу, карманный фонарь и пр.
Предметы в натюрморте должны быть изображены убедительно, такими, какими мы привыкли видеть их в жизни. Это не значит, конечно, что фотограф работает в этом жанре как копиист, но это означает, что его творчество опирается на гармонию и красоту, которые мы видим и ценим в жизни.
Натюрморт полезен как для новичков, так и для тех, кто совершенствует свое мастерство. Очень часто решающим фактором оказывается хорошая пленка, способная удачно воспроизвести цвет и фактуру предметов. Пленки «Кодак Голд» и «Кодак Профешнл» отлично подходят для таких целей, ведь фотографировать с ними оказывается легко.