О КОМПАНИИ / СТАТЬИ / НОЧНЫЕ ФОТОСНАЙПЕРЫ |
НОЧНЫЕ ФОТОСНАЙПЕРЫ
Принято считать, что свет — друг фотографии. А темнота, как следствие, — ее враг. Однако ночные снимки, как подсказывает опыт, не только сочны и очаровательны, но и обладают неповторимой магической привлекательностью. Вот несколько советов, которые помогут сделать ваше ночное фото раскованным и почти таким же шикарным, как на постерах и рекламных плакатах.
Для ночных съемок вам почти наверняка понадобится штатив. Если такового в наличии нет, используйте естественные опоры в виде деревьев, бетонных блоков, машины и пр. Если задуман снимок в цвете, разумно использовать дневные высокочувствительные пленки Кодак с индексом чувствительности 800.
Первое, что важно запомнить — это то, что съемка ночью совершенно не похожа на дневную. Так, например, фонари, которые кажутся в темное время суток нам яркими звездами, на снимке окажутся маленькими белыми точками. Ослепительный салют — горстью цветных червяков. Люди — темными и едва ли заметными силуэтами. Чтобы преодолеть эти и другие эффекты, существует ряд приемов.
МУЖСКАЯ ВЫДЕРЖКА
Продолжительные выдержки, с которыми приходится сталкиваться при съемке ночью, не позволяют зафиксировать подвижные элементы. Поэтому желательно избегать появления в кадре быстродвижущихся объектов. Например, можно снять автомобили, остановившиеся у светофора. Если требуется снять людей, оживляющих любой ночной снимок, можно попросить их неподвижно позировать в указанном месте. Весьма полезной может оказаться подсветка фигур многократной вспышкой: пока фигуры находятся в неподвижном состоянии, а вы экспонируете пленку, сделайте две-три вспышки.
Пейзажи с включением Луны необходимо снимать с выдержками не длиннее 5-7 мин, иначе Луна может принять форму эллипса или же вообще оставить на снимке длинный след. Если снимать звездное небо в безлунную ночь с выдержкой в несколько часов, то на небе получаются следы вращения звезд — дуги окружностей относительно Полярной звезды.
ФИЛЬТРУЮТ НЕ ТОЛЬКО БАЗАР
Для сюжетов, включающих уличные фонари и другие источники света, целесообразно использование всевозможных туманных и звездных фильтров. Когда нет специальных фильтров, это легко устранить, если перед объективом установить стекло с нанесенным тонким слоем вазелина, прозрачного лака или иного покрытия. Чтобы получить характерные «звездочки», покрытие должно быть в виде пересекающихся мазков. В случае ночной съемки на цветные пленки эффективно применение дифракционных решеток, создающих радужные блики вокруг источника света.
МОДНЫЕ СНИМКИ
Находясь на освещенной городской улице или, скажем, в ночном клубе, камеру можно держать неустойчиво и даже вращать из стороны в сторону и над головой. Очень эффектные цветные картины получаются таким путем на улицах с обилием иллюминации и рекламы и при использовании широкоугольной оптики. Модные журналы и рекламные открытки изобилуют снимками подобного рода.
ДВОЙНОЙ УДАР
Возможны и комбинированные снимки, когда большую часть времени экспозиции камера прочно укреплена на штативе, а затем освобождается, и камера равномерно перемещается в желаемом направлении. При этом, хотя в целом снимок выглядит неподвижным, от всех источников света потягиваются полосы. Аналогично можно осуществлять pасфокусиpовку объектива или плавное изменение фокусного расстояния объектива, за счет чего источники света обрастают «дымкой».
Если по замыслу на снимке необходимо добиться достаточной проработки деталей объекта съемки при сохранении эффекта ночи, прибегают к съемке с двойной экспозицией. Съемочная камера устанавливается на устойчивом штативе, и первая съемка производится к концу дня с большой недодержкой, рассчитанной на то, чтобы получилась лишь слабая проработка деталей снимаемого объекта. Затем, не сдвигая аппарата с установленной точки, вечером производят вторую экспозицию на этот же кадр, рассчитанную на нормальную проработку ярких источников света. Съемка ночного пейзажа с двойной экспозицией может быть сделана с помощью любой камеры с возможностью установки затвора на вольную выдержку. Обе экспозиции на один и тот же кадр производятся затвором или крышкой объектива. Если же съемка ведется камерой, требующей обязательной перемотки пленки, то экспонирование в этом случае можно регулировать крышкой объектива с предварительным закреплением спусковой кнопки с помощью какого-либо несложного приспособления: резиновое кольцо, скотч и т.п.
Не забывайте, что при съемке салютов и фейерверков хороший результат дают многократные экспозиции, т. к. при одной экспозиции в поле зрения объектива может попасть незначительное количество взлетающих ракет и изображение получится бледным, невыразительным. Чтобы добиться впечатляющего эффекта, делайте последовательно три экспозиции. На первых двух, например, зафиксируйте фейерверки, а на последней — фигуры людей с помощью вспышки. В результате получится красивый снимок с людьми на переднем плане и небом, усеянным разноцветными огням