О КОМПАНИИ / СТАТЬИ / ЧЕТЧЕ. ЯРЧЕ. СИЛЬНЕЕ. |
ЧЕТЧЕ. ЯРЧЕ. СИЛЬНЕЕ.
Мы продолжаем разговор о спорте. О фотографировании спортивных событий и состязаний. Сегодня речь пойдет о том, чем занимался фактически каждый из нас — о легкой атлетике.
Фотограф Дон Морли уверен, что во время соревнований по легкой атлетике сама собой напрашивается съемка с применением длиннофокусных объективов, которые используются исключительно для контроля над перспективой и вторым планом. Группа из шести бегунов не будет выглядеть выразительно, если снимать сбоку. Выразительнее получится их фотография в фас и особенно когда перспектива сокращена длиннофокусным объективом. Такие объекты вызывают своеобразный оптический обман. Создается впечатление, что спортсмены бегут настолько близко, что касаются друг друга плечами, хотя на самом деле расстояние между ними может быть до одного метра.
НА СТАРТ! ВНИМАНИЕ! ФИНИШ!
Съемки старта и финиша можно делать и в фас, и сбоку даже при помощи короткофокусных объективов. Всем знаком момент, когда спортсмен разрывает грудью финишную ленту и победно вскидывает руки вверх. Но не стоит упускать из виду и его последующие движения, когда все в фигуре бегуна говорит о предельном изнеможении. Это же относится и к съемкам старта, когда все мышцы бегуна приходят в движение. Отрываясь от стартовых колодок, он совершает гигантское усилие для набора максимальной начальной скорости. Поэтому фотографии начала забега могут быть гораздо интереснее, чем на финише. Его первый толчок — самый привлекательный с точки зрения фотографии. Оттолкнувшись от колодок, бегун выпрямляется и тянется вперед. Все его мышцы играют, участвуя в движении.
ПТИЦ СНИМАЮТ ПО-ПТИЧЬИ
На уроках физкультуры мы не раз прыгали в высоту, высоко задирая ноги. Однако большинство профессиональных прыгунов в высоту в настоящее время пользуются техникой прыжка, названного «фосбюри флоп». Прыгун, выгибаясь, проходит над планкой спиной вниз и головой вперед. В процессе приземления его лицо обращено к фотографам, для которых этот момент — излюбленный, так как лицо спортсмена в сочетании с движением тела выражает максимальное напряжение воли и физической силы. Поэтому одной из наиболее привлекательных является позиция фотографа, при которой он может снимать сверху вниз. И чем выше он сможет подняться над матами, тем лучше. Идеальной можно назвать точку «с высоты птичьего полета».
Если такую позицию занять не удастся, то нужно стараться по возможности избегать слишком низких или других точек, с которых лица спортсмена не видно.
КОГДА КАСАЮТСЯ КРАЯ ЗЕМЛИ
В прыжках в длину всегда наиболее привлекателен момент приземления, когда спортсмен отчаянным усилием старается выиграть еще несколько сантиметров. Лицо прыгуна, его фигура — все напряжено, все в движении, все отражает драматизм ситуации. Вдобавок при приземлении в яму из-под ног спортсмена во все стороны разлетается песок. Это придает снимку динамичность. Наиболее удачные фотографии обычно получаются в фас или с позиции три четверти по отношению к спортсмену.
БЕГ ПО «ПЕРЕСЕЧЕНКЕ»
Эти съемки особенно привлекательны тем, что проходят при естественных природных условиях. Так как соревнования по этим видам спорта довольно длительны по времени, лучшие снимки получаются тогда, когда спортсмены начинают уставать. Они уже не могут преодолевать препятствия так же легко, это требует больших усилий. Поэтому вероятность того, что они могут поскользнуться или упасть, резко возрастает. Тут-то и нужно жать на спусковую кнопку.
Можно пользоваться любым объективом, но выдержка должна быть довольно короткой. Если уловить момент, когда спортсмен вспрыгивает на препятствие в беге, а затем приземляется в воду, то видно, что вторая стадия преодоления препятствия выглядит гораздо эффектнее. Здесь лишь нужно попытаться найти такую точку съемки, чтобы фон был как можно проще и всплеск воды, когда спортсмен опускается в нее, не заслонил самого спортсмена. Надо помнить уже упомянутые замечания относительно вреда, который наносят изображению спортсмена сильные всплески воды или летящий песок.
ЛУКАВАЯ ЭСТАФЕТА
Эстафетный бег также трудно снимать, так как самый интересный момент заключается в передаче эстафетной палочки. Но в связи с тем, что различные спортсмены обладают различной техникой передачи эстафеты и соответственно различной скоростью передачи, бывает трудно предугадать этот момент и особенно место, где это произойдет. Может оказаться и так, что в момент передачи руки бегунов будут закрыты телами других спортсменов. Поэтому большинство фотографов, снимающих эстафетный бег, держат в кадре общий вид дорожек или несколько дорожек сразу. А если съемка ведется в фас, то в кадре находятся две дорожки.