О КОМПАНИИ / СТАТЬИ / НЕМНОГО О ПЛЕНКЕ. |
НЕМНОГО О ПЛЕНКЕ.
Если бы человек был неприхотлив, плёнки можно было бы кушать. По крайней мере лизать, ведь основной компонент эмульсии, покрывающей прозрачную плёночную подложку, — это желатин, к которому мы привыкли в сытных холодцах и тающих желе. Заодно можно восполнить содержание брома в организме, как, в общем, и серебра, правда, не столового. И всё же, если отбросить шутки в сторону, выясниться, что немногие умеют без ошибки и совершенно точно подобрать ту плёнку, что лучше всего подойдёт для нужной съёмки. Посему секреты фотографической гастрономии специально для вас.
Сегодня на российском фотоpынке изобилие фотоплёнок самых разных торговых марок. Однако в действительности производством фотоматериалов в мире занимаются всего несколько фирм. Остальное — плёнки этих же производителей, упакованные в другие фирменные коробочки. Они могут стоить дешевле своих именитых сестёр, но внутри, как правило, фотоплёнка, изготовленная одним из всемирно известных производителей, и, справедливости ради надо заметить, что в «чужих» упаковках чаще всего лежат устаревшие модели плёнок. Лишь фотоплёнки «Кодак» и ORWO продаются исключительно под маркой своих фирм. Выбор своего производителя, как выбор любимого яства — в итоге дело вашего вкуса.
Миф первый
Среди фотолюбителей бытует мнение, что каждая плёнка даёт свой характерный оттенок: «Коника» «синит», «Фуджи» «желтит», «Кодак» «пурпурит». Это несерьезно, так как цветная негативная плёнка всегда может быть подкорректирована при печати, если, конечно, неправильное хранение не привело к нарушению цветового баланса или не допущена ошибка в выдержке. Ведь и кулинарное изделие при желании можно покрыть цветной глазурью. Вкуснота от этого не зависит.
Миф второй
Другое распространённое мнение гласит, что качество фотоплёнки определяется цветопередачей. Будьте уверены, с любой плёнки в хорошей лаборатории оператор напечатает колоритные фотографии. Для профессионалов главный показатель — не цветопередача сама по себе, а фотографическая широта. Эта широта определяет, сможет ли фотоплёнка передать одновременно очень яркие и очень тёмные объекты. Стоите вы, например, у залитого солнцем окна, а вас снимают из глубины комнаты навстречу свету. Считается, что так фотографировать вообще нельзя, и это правда. Если проработать окно, от вас останется только тёмный силуэт. Если же проработать ваше лицо, то вместо окна будет большое белое пятно. Но плёнки с большой фотографической широтой позволяют запечатлеть и яркие объекты за окном и ваше лицо прорисовать, при этом вполне подробно. Большая широта обычно у профессиональных плёнок. На российском рынке из профессиональных фотоплёнок вы, скорее всего, встретите в основном «Кодак профешнл». Как всякий изысканный продукт, профессиональная фотоплёнка требует хранения в холодильнике.
Миф третий
Чем выше чувствительность плёнки, тем круче. Чтобы понять, как всё обстоит на самом деле, необходимо сделать приятное погружение в область школьной химии и тайны фотоделательного процесса. Фотоплёнка представляет собой гибкую прозрачную ленту, покрытую светочувствительным веществом. Прозрачная основа плёнки зовётся подложкой. На неё нанесён непрозрачный светочувствительный слой — эмульсия. Её основа — желатин, вещество, которое в воде набухает, но не растворяется. В желатиновой эмульсии содержится бромистое серебро. Вещество это не стойкое, под действием света оно распадается на составляющие элементы: серебро и бром. В процессе химической обработки бром легко выводится из плёнки, и в ней остаётся только чистое серебро.
Чем больше света попало на плёнку, тем больше серебра выделится в эмульсии и тем темнее станет этот участок, и наоборот. На современной плёнке негатив получается очень маленький — всего 24 на 36 миллиметров. Для получения фотографии с помощью специальных систем проецируют увеличенное негативное изображение на фотобумаге. Так получается большое изображение — фотоотпечаток.
При увеличении начинает сказываться свойство фотоплёнок — зернистость. Если взглянуть на негатив в микроскоп, то легко увидеть, что изображение состоит из мелких точек — «зёрен» серебра. С увеличением отпечатка их размер тоже растёт. Негатив — это мозаика, состоящая из очень тонких частичек серебра. И чем они меньше, тем тоньше, аккуратнее изображение. Существует зависимость: чем выше светочувствительность плёнки, тем больше её зернистость, а значит, грубее изображение, особенно на крупных портретах и панорамных снимках. Головная боль учёных-специалистов всех ведущих компаний — как эту зависимость уменьшить. И иногда боль проходит, потому как удаётся разработать класс плёнок, где эта зависимость мала, например, в плёнках серии «Кодак Голд».
Но правило остаётся: снимай на плёнку наименьшей чувствительности, допустимой для данных условий съёмки. Если фотография для вас — удовольствие, а не хлеб насущный, то для любительских снимков можно вполне ограничиться диапазоном от ста до четырёхсот единиц.
Если фотографируете в солнечный день, попробуйте плёнку «Кодак Голд 100». С её помощью можно получить чёткие яркие цветные фотографии, сочетающие живые цвета с высокой резкостью изображения деталей. Ещё она прекрасно подходит для съёмки крупных планов и натюрмортов.
Более универсальная плёнка «Кодак Голд 200». Она даёт высокую чёткость деталей изображения при самой разной освещённости. Хорошо подойдёт для съёмки умеренно динамичных сюжетов, например, бегущих людей. Её можно использовать как в помещении, так и на открытом воздухе.
Самая чувствительная плёнка «Кодак Голд 400». Высокая чёткость изображения сочетается с высокой яркостью и насыщенностью цвета. Можно сказать, что она идеальна для съёмки со вспышкой с увеличенной дальностью действия, а также для съёмки сюжетов на открытом воздухе. Очень удобна для съёмки в условиях меняющегося освещения, например, на спортивных площадках.
В общем, скатерть-самобранка из разнообразных фотоматериалов, будьте уверены, не прослабит. При правильном подходе к выбору плёнки даже начинающий гурман обеспечит себе 70 процентов удачной фотографии.
Не волнуйтесь и помните: фотографировать с «Кодак» легко.