О КОМПАНИИ / СТАТЬИ / НЕМНОГО О КОМПОЗИЦИИ |
НЕМНОГО О КОМПОЗИЦИИ
В отдалённые времена, когда новый способ получения изображений — фотография — только осознавал себя искусством и собственных традиций еще не имел, творчество первых фотографов-художников находило опору в законах живописи. Ещё тогда родилось направление в фотоискусстве, которое позже теоретики назвали «картинной фотографией». Это направление живёт, развивается, приобретает черты современного и сегодня объединяет в себе такие жанры, как станковый павильонный портрет, натюрморт, классический пейзаж.
Изобретя более ста лет назад портативный фотоаппарат и массовый фотосервис, основатель компании «Кодак» Джордж Истмэн заставил фотографировать весь мир, подтолкнув тем самым появление на свет такого феномена, как массовая, или, назовём её, бытовая фотография.
Оба эти явления представляют своего рода крайности в искусстве фотографии. Одна — консервативная, чужеродная, построенная на принципах устаревшей ещё до судьбоносных изобретений Истмэна станковой реалистической живописи. Другая — невинно пошлые снимки с дней рождения, поездок на море или с домашними любимцами наперевес. Вместе с тем современная фотография в таких ее видах и разделах, как событийная съёмка, репортаж, жанровая тематика, давно приобрела собственные, присущие только ей особенности содержания и изобразительных структур. Здесь ничто уже не напоминает ни классической живописи, ни банальных фото на память.
Как делать художественные снимки или просто хорошо снимать
Владелец любой захудалой «камеры обскуры» способен сделать из предсказуемо примитивного снимка, как минимум, добротную, даже броскую фотографию. Что для этого нужно? Очень просто: достойное желание. Известный писатель Фолкнер произнёс однажды такую фразу: «Все шедевры литературы возникли из неудавшихся великих замыслов». Значительно раньше Наполеон изрёк: «Желайте невозможного — достигните максимума». Стремитесь снимать как можно лучше, и вы будете снимать хорошо. Не чурайтесь художественных снимков. В любой выдающейся фотографии, в любом снимке, который вас «зацепил», есть то, что называется художественным замыслом, и присутствует если не закон, то правило фотоискусства.
Многие из нас считают, что залог блестящей фотографии — классная аппаратура. Это ерунда. Взгляните на снимки столетней давности, делавшиеся с помощью угрожающего вида коробок и не менее ужасных фотоматериалов. Они не только стильные, но и подлинно красивые, глубокие, умные или страстные. Время не властно над искусством. С другой стороны, кто из нас не встречал снимков, сделанных на прекрасных фотоаппаратах с помощью отличных плёнок? Часто такие фотографии полны красок, контрастов, резкости — сказываются хорошая оптика и фотоплёнка. Но вместе с тем они пусты и бессмысленны. Что хотел сказать фотограф, снимавший просто осенний лес или просто горную речку? Что у него хороший объектив? Или что он знает, где находится спусковая кнопка? Клевать на подобные глянцевые пейзажики и натюрморты значит обнаруживать дурной вкус. Форма, не наполненная содержанием — посредственность в мире фотографии. Верно и то, что содержание, не нашедшее адекватной и выразительной формы — грустная беспомощность, взывающая к более яркому и техничному выражению.
Итак, вы решили стать фотолюбителем и познакомиться с основными правилами художественной фотографии. В таком случае, имеет смысл начать с композиции. С построения композиции начинается любая съёмка. Во время этого процесса может возникнуть замысел снимка, а часто таковой замысел может определять саму композицию.
Симметрия
Почти во всех случаях съёмки натюрморта и пейзажа в основу композиционного рисунка положен принцип равновесия. Его также можно использовать при съёмке иных сюжетов.
Если один из объектов съёмки сдвигается в сторону, к границе кадра, то возникает необходимость ввести в поле зрения объектива второй предмет или иной композиционный элемент, уравновешивающий тональные массы или линейный рисунок снимка.
Однако равновесие — этот закон классической живописи — не всегда имеет в фотографии столь прямое выражение. Предмет, сдвинутый от центра, может быть уравновешен световым пятном: скопление предметов или цветов в одной части кадра можно уравновесить лишь небольшим штрихом в другой, и т.д.. Меняя форму выражения, принцип равновесия не теряет главных признаков: сопоставление частей картины всегда оставляет впечатление устойчивости.
Симметричная композиция не очень распространена в фотографии. В основном её используют для съёмки декоративных, не задерживающих взгляд натюрмортов, пейзажей, или если того требует задумка — передать, например, незыблемую устойчивость зданий, сооружений.
Нельзя умолчать о том, что всякая, в том числе симметричная, композиция может использоваться и в смелых авангардных снимках. Правда, в них она приобретает нетрадиционное значение и служит иным художественным целям.
В дальнейших выпусках мы поведаем об асимметрии, фронтальной композиции, центре кадра и пр..
И помните: фотографировать с «Кодак» легко.