О КОМПАНИИ / СТАТЬИ / НЕМНОГО О КОМПОЗИЦИИ-ПРОДОЛЖЕНИЕ |
НЕМНОГО О КОМПОЗИЦИИ-ПРОДОЛЖЕНИЕ
«Сзади — пионерка, спереди — пенсионерка», — кто не знает этого афоризма советской поры? Так говорили о женщине с хорошей фигурой, но не очень привлекательным лицом. При этом, если лицо дано нам от рождения и коррекции поддаётся мало, то фигуру можно исправить. У фотографии тоже есть и лицо, и фигура. Сделать красивым лицо фотографии — задача для опытного фотографа. Однако подобрать фигуру, или комплекцию, сможет практически каждый, ведь комплекция — это композиция снимка. Пусть хотя в чём-то ваша фотография будет выглядеть «пионеркой». Итак, мы продолжаем начатый в прошлом номере разговор о композиции.
Центр кадра и то самое «золотое сечение»
Некогда гениальные мастера Возрождения при разработке теории изображения сформулировали правило «золотого сечения». Представив, что картинка заключена в прямоугольник, необходимо рассечь его на три вертикальных и три горизонтальных равновеликих части. Получится решётка из четырёх пересекшихся линий. Точки пересечения линий и есть «золотое сечение». Художники верно указали на то, что глаз в первую очередь приковывается к этим точкам — отнюдь не к центру, как мы привыкли думать. Размещение объектов съёмки в этих точках уже сделает ваш снимок привлекательным для глаз.
Простое размещение главного объекта изображения в геометрическом центре кадра часто приводит к образованию крайне примитивного линейного рисунка. Читатель, вероятно, видел немало работ начинающих фотографов, в которых человек стоит или сидит в центре снимка и смотрит прямо в объектив. Положение фигуры при этом совпадает с вертикальной осью кадра, а вокруг фигуры и возле границ изображения оставлено совершенно равное пространство. В таких случаях ясна элементарная задача фотографа: он стремится к тому, чтобы фигура была хорошо видна зрителю. Решения этой задачи фотограф, конечно, добивается, но ведь одного этого мало. Снимок становится настолько примитивным, что даже чёткая акцентировка фигуры не придает ему никакой ценности.
С другой стороны, чуждаться центра кадра не стоит. Нередко центральное положение объекта съёмки позволяет сделать изображение устойчивым, самодостаточным, смыслообразующим средоточием кадра. Важно просто насыщать, оживлять окружающее пространство кадра, обогащать сам центр изображения, придавая всей картине полноту, насыщенность и даже известную долю игривости.
Асимметрия
Строгость симметричных композиций, соразмерность их частей, линейная завершённость подчас оборачиваются в фотографии излишней сухостью и статичностью рисунка. В фотоискусстве, связанном с событиями и явлениями жизни, зачастую нужны совершенно иные решения — свободные, разомкнутые композиции, оставляющие у зрителя впечатление, что действие развивается не только в кадре, но и за его границами, в пространстве и во времени. Можно даже сказать, что именно такие построения, делающие снимок живым и динамичным, более органичны для фотографии, прочнее связаны с её спецификой
Асимметричная композиция особенно удачна при съёмке сюжетов, связанных с движением. Быстродвижущийся объект, зафиксированный в центре кадра, как бы теряет свой динамизм, движение тормозится, а то и останавливается. Наоборот, искажённая, намеренно несимметричная композиция делает снимок интересным, напряжённым, цепляющим взгляд и даже душу.
Фронтальная композиция
При фронтальной композиции зрителю видна только одна из плоскостей, ограничивающих объёмные предметы, находящиеся в центре кадра. При этом главные оси элементов картины совпадают с осью всей фотографической картины. Такое их расположение приводит к потере глубины, к ослабленной передаче объёмов. Снимок приобретает плоскостное решение: в кадре нет линий, направленных к центральной или боковым точкам схода.
Обычно при фронтальной композиции возникает общая статичность изображения, появляются спокойствие и строгость в трактовке материала. Очевидно, фронтальная композиция не может быть использована для работы над темой, связанной с передачей движения, и редко применяется при съёмке динамичных сюжетов.
Фронтальная композиция чаще всего используется при съёмке архитектурных сооружений, рассчитанных на обозрение именно с центральной точки, или объектов с симметрично расположенными частями, где особенности этой композиции способствуют воспроизведению характерных черт объекта съёмки.
Пожалуй, более чем в половине случаев фотографы, которые добиваются отличных фотографий, выправляют и даже меняют композицию путём кадрирования — обрезания лишних частей фотографии при печати. Если вы стремитесь к совершенству (а вы стремитесь к нему), то воспользуйтесь услугой кадрирования совершенно бесплатно в фотоцентре «Блиц» на 1-м этаже Торгового Центра. При кадрировании ваш снимок будет печататься цифровым методом, который, в свою очередь, обеспечит фотографии великолепное качество. Ибо, как мы помним: фотографировать с «Кодак» легко!