ШКОЛА ФОТОГРАФИИ / 10 вещей, которые нужно знать об объективах

10 вещей, которые нужно знать об объективах

Следуйте этим советам, и Вы будете делать лучшие фото в кратчайшие сроки.


©Dan Bracaglia

Это изображение было снято на APS-C -сенсор при фокусном расстоянии 35mm.

1 Нормально – это относительно
Основная работа объектива - сконцентрировать (сфокусировать) лучи света так, чтобы пленка или цифровой сенсор могли записать сцену. Если проще, расстояние, которое необходимо, чтобы световые лучи сошлись полностью, называется фокусным расстоянием.

Объективы, которые искривляют световые лучи, очень эффективно сводят их вместе на коротком расстоянии. Такие коротко-фокусные объективы принимают очень широкий разброс лучей - широкий угол обзора. Объективы с длинными фокусными расстояниями (телефото) искривляют свет гораздо более осторожно, принимая узкое поле зрения.

В этой игре присутствует и другой фактор: размер пленки или сенсора. Поместите за объективом крошечный сенсор, и он будет принимать только небольшую часть изображения. Большой сенсор примет значительно большую область. По этой причине, для эквивалентного угла зрения большим сенсорам нужно более длинное фокусное расстояние объектива, а меньшим – более короткое.

В промежутке – так называемые, нормальные фокусные расстояния, поскольку они производят естественно выглядящую перспективу при умеренных дистанциях съемки. Что считать нормальным? По соглашению, это фокусное расстояние чуть больше диагонального размера кадра пленки или цифрового сенсора. Полно-кадровый сенсор имеет диагональ около 43mm, поэтому 50mm объективы являются “нормальными”. Для APS-C-сенсоров камеры, которые имеют диагональ около 28mm, считается нормальным фокусное расстояние в 35mm. Для камер стандарта Четыре Третьих - 25mm. Для обычного компакта – нормально около 8mm.

СОВЕТ: Установите свой объектив на нормальное фокусное расстояние - еще лучше установить нормальный объектив - и заставьте себя снять ряд объектов. Вы обнаружите, что будете двигаться гораздо больше и откроете для себя другие перспективы.


©rady one ツ

Этот широкоугольный кадр был снят пользователем Flickr rady one ツ

2. Переход на широкий угол уводит Вас дальше
Попробуйте такой эксперимент: Поместите свое лицо очень близко к кому-нибудь чужому (как будто Вы эксцентричный человек). Обратите внимание, насколько больше кажется нос человека, когда Вы сильно приблизитесь. Искажение перспективы? Не совсем. Это естественная перспектива, что происходит, когда ваш глаз (или оптика) фокусируется на чем-то, находящемся значительно ближе, чем средний или задний фон. Это преувеличение масштаба на самом деле определяется не фокусным расстоянием, а близостью – Вы также может увеличить нос снимаемого объекта с помощью близкой фокусировки нормального объектива.

Широкоугольные объективы позволяют сфокусироваться на очень близких объектах и при этом еще получить много фона на картинке. Опытные фотографы-натуралисты используют съемку объектов переднего плана - кустарник, валун, упавшее дерево – для акцента композиции. С очень широкоугольными объективами это создает ощущение еще большей глубины, почти иллюзии 3D.

СОВЕТ: Чтобы максимально расширить угловое поле вашего широкоугольника, держите камеру вертикально. Этим способом Вы можете получить все, от травы под коровой до деревьев и неба за нею.


©Dan Bracaglia

Это изображение было снято объективом с длинным zoom с f/5.6. В результате изображение выглядит "сжато".

3. Вопросы расстояния
Вот еще один эксперимент: Сфокусируйте ваш самый длинный объектив на отдаленной группе больших объектов - горы, здания, деревья - и сделайте кадр. Теперь переключитесь на нормальное фокусное расстояние, и, не изменяя положения камеры, снимите снова. На своем компьютере увеличьте удаленные детали на фото с нормального объектива. Сюрприз: перспектива будет соответствовать теле кадру.

Телефото перспектива “сжимает” отдаленные объекты – на вид они сложены или наслоены друг на друга – это вызвано не фокусным расстоянием, а тем, что все объекты достаточно далеко от камеры. Ваш глаз видит отдаленным предметы таким же образом, но Вы не склонны обращать на это внимание.

Теле позволяет Вам захватить такой тип перспективы без необходимости увеличения изображения – и риска в процессе потерять качество картинки. Оно также позволяет Вам снимать близкие портреты без преувеличения таких характеристик, как нос.

СОВЕТ: При работе с пейзажами не рассчитывайте своим невооруженным глазом различить отдаленные детали изображения. Вместо этого сканируйте горизонт через длинный объектив – обнаружите для себя много интересных композиций.


©djotai

Пользователь Flickr "djotai" снял это изображение с использованием zoom объектива.

4. Медленное зуммирование
Одна из наилучших и наихудших вещей, произошедших в фотографии – объектив с переменным фокусным расстоянием (zoom объектив). Наилучшая, поскольку zoom позволяет Вам изменять фокусное расстояние, не заменяя объектива. Наихудшая, поскольку он заставляет Вас забыть, что у Вас есть ноги. Если Вы остаетесь в той же точке и удерживайте камеру в той же позиции, Вы можете увеличивать и уменьшать масштаб, как хотите, но Вы не измените перспективу. За другой перспективой Вы должны переместиться.

Zoom объективы имеют другой недостаток: Как правило они допускают меньше света (являются “более медленными”), чем простые объективы. Чем длиннее диапазон zoom, тем медленнее они могут быть. А те, что сравнительно быстры (то есть, f/2.8), как правило, более дорогие.

СОВЕТ: Если Вы снимаете с zoom, установленным на длинное фокусное расстояние, переместитесь ближе к объекту, если можно, снимите другой кадр при более широкой установке. Это даст Вам совершенно другую перспективу.


©Dan Bracaglia

Это изображение было снято при f/16, в результате почти все в кадре четкое.

5. F обозначает апертуру

Большинство объективов содержит механизм апертуры: почти круглую диафрагму, которую Вы открываете или закрываете, чтобы управлять количеством света, проникающим через объектив.

Настройки апертуры указываются в f-шагах. Это - просто коэффициент: фокусное расстояние объектива, деленное на диаметр отверстия. Так, 50mm объектив с апертурой 25mm установлен на f/2. Закройте диафрагму до 12.5mm, и Вы затемнитесь до f/4. Красотой f-шага является его универсальность. F/8 – это f/8, одинаковые экспозиции, независимо сделаны они изящным компактным объективом, большим DSLR объективом или объективом больше-форматной камеры. Это также помогает объяснить относительный размер объектива через форматы. 8mm f/2 объектив на компакте может быть крошечным, тогда как 200mm f/2 объектив для DSLR должен быть одним здоровенным куском стекла.

СОВЕТ: Думайте о f-шаге как о размере круга резкого пространства, которое оно Вам дает. Маленькое число (f/1.4) даст Вам маленький кружок - поверхностную глубину. Большое число (f/16) даст Вам больший кружок.


©Dan Bracaglia

Это изображение было снято при f/1.4, в результате, четким получилось только такси справа.

6. Размер влияет на глубину
Апертура также контролирует глубину резкости - зону приемлемой резкости перед и за объектом в фокусе. Очень открытые диафрагмы (маленькие f-номера: f/1.4, f/2 и т.п.) дают поверхностную глубину резкости, в то время как очень закрытые диафрагмы (f/16, f/22 и т.п.) производят большую глубину резкости с большим количеством сцены в четком фокусе.

Большее увеличение (делающее объект в кадре больше) уменьшает глубину резкости; меньшее увеличение увеличивает ее. Вы можете усилить или сократить увеличение, перемещаясь ближе или дальше от объекта съемки. Теле объектив поможет Вам ограничить глубину резкости, допуская большее увеличение, тогда как широкий угол - увеличить глубину резкости. И еще один момент: Очень маленькие сенсоры (компактные камеры) дают Вам огромную глубину резкости, тогда как большие сенсоры (DSLR) дают более ограниченную глубину.

СОВЕТ: Если ваш компакт фокусируется вручную, уменьшите глубину резкости, фокусируясь на коротких установках при просмотре изображения снимаемого объекта. Когда он выпадает из фокуса, переместите точку фокусировки для удержания объекта просто достаточно резким.


©Dan Bracaglia

Это изображение было сделано при f/5.6 с использованием 17-35mm f/2.8 объектива.

7.Меньше не значит лучше
Объективы почти всегда самые четкие при промежуточных апертурах, а не самых маленьких. Это противоречит интуиции: Поскольку маленькая апертура обеспечивает большую глубину резкости, можно подумать, что она обеспечивает максимальную резкость. Это не так. Не вдаваясь в науку, самая маленькая апертура, как правило, ухудшает изображение. Здесь может быть больше глубины, но, если Вы увеличите область, на которой сфокусировались, Вы почти всегда найдете ее немного мягче при маленьких апертурах, чем при больших.

По этой причине фотографы, которые хотят максимальной резкости в изображении, избегают маленьких апертур. Старое правило гласит, что объективы, как правило, резче при апертуре от 2 до 3 шагов ниже максимума. Для f/2.8 объектива это будет от f/5.6 до f/8.

СОВЕТ: Пользуйтесь тестами объективов для определения лучших отверстий для четких фотографий.


©Dan Bracaglia

Это изображение было снято с использованием макро объектива, чтобы захватить в фокус вилку и крошки.

8. Макро подводит Вас ближе
Есть множество аксессуаров, которые позволят любому объективу сфокусироваться экстра близко. Но при выполнении этой задачи ничто не сравнится с макро объективом. Они разработаны для очень плотной фокусировки без всяких аксессуаров и оптимизированы под такие дистанции.

Близкое фокусировочное расстояние объектива, однако, не является хорошим показателем макро возможности. (100mm объектив, который может сфокусироваться с 4 дюймов, даст Вам меньший крупный план, чем 50mm объектив, который может сфокусироваться с 3 дюймов). Взамен макро объективы оцениваются по увеличению, определяемому фокусным расстоянием, деленным на минимальное расстояние фокусировки объектива. О 100mm объективе, который может сфокусироваться с 4 дюймов (около 100mm), говорят, что он имеет 1X кратное увеличение, которое также называют 1:1 или натуральной величиной.

К сожалению, термин макро имеет маркетинговую ценность, так что производители объективов с коэффициентом увеличения, скажем, 1:5, называют их макро. Но не здесь.

СОВЕТ: При фокусировке на очень большом увеличении, часто лучше перемещать камеру взад и вперед, чем вращать кольцо фокусировки. Для большей точности используйте фокусировочную направляющую.


©Mustafa Sayed

Несмотря на красивый образ, бленда могла бы помочь уменьшить отсвет от вспышки на фото пользователя Flickr Mustafa Sayed.

9. Нет идеальных объективов
Нет идеальных объективов, но некоторые объективы более несовершенны, чем другие. Среди обычных недостатков, возможно, линейное искажение - наиболее заметно и досадно. Это - тенденция объектива выгибать прямые линии наружу (цилиндрическое искажение) или внутрь (подушечное искажение). Сейчас с использованием программного обеспечения можно минимизировать искажение на своих фото.

Поскольку объективы изгибают лучи света, они также могут действовать как призмы и разбивать свет на цветные компоненты спектра. Известные как хроматические аберрации, они выглядят как цветная окантовка и размытость, наиболее заметные на краях кадра. Вы можете почти всегда уменьшить это диафрагмированием объектива до более маленькой апертуры.

Резкое снижение света (виньетирование) – тенденция объектива на получение изображения более темного по краям, особенно в углах. Вы можете уменьшить это диафрагмированием или позже исправить с помощью программного обеспечения.

Отблеск проявляется как туманная вуаль и спектральные капли, когда Вы используете камеру при ярком свете. Бленда может уменьшить это, да и диафрагмирование до меньших апертур иногда помогает.

СОВЕТ: Наиболее сильные искажения на самых краях кадра. Со склонным к искажениям объективом держите прямые линии подальше от краев, отступая или изменяя композицию.


©Dan Bracaglia

Эффект искажения в этом изображении - результат использования 8mm объектива рыбий глаз.

10. Оптика может быть интересной
Некоторые объективы разработаны для того, чтобы дать совершенно другой обзор, чем Вы получаете при просмотре невооруженным глазом.

Объективы “рыбий глаз”, вероятно, самые известные. Эти экстремально широкоугольные объективы не корректированы под искажения и, следовательно, могут взять гораздо более широкий угол зрения, чем стандартный широкоугольный объектив. Они могут захватывать полную область (изображение заполняет весь кадр) или круглое изображение (изображение в виде круга на черном поле).

Некоторые объективы могут наклоняться в креплении, что позволяет Вам манипулировать фокусной плоскостью. Повертите в одну сторону, и Вы можете ограничить фокус на очень маленькой области, а остальную часть изображения сделать размытой. Повертите в другую сторону, и Вы можете захватить в фокус почти все. Вы можете сделать это весьма точно с дорогими объективами со сдвигом и наклоном или более неуклюжим способом с менее дорогим Lensbaby.

Эти эффекты, конечно, могут быть преувеличены, но они забавные и могут расширить ваши горизонты, как в прямом, так и в переносном смысле.

СОВЕТ: Рыбий глаз великолепно подходит для наружной съемки, но он может быть весьма эффективен и в помещении – в крошечном магазине или в каюте корабля, например.




ШКОЛА ФОТОГРАФИИ
Новости 20.01.2016 Внимание!

Уважаемые покупатели! С 20 января 2016г. меняются цены на печать фотографий.

25.12.2015Уважаемые покупатели! С 28 декабря 2015г. меняются цены на печать фотографий.

21.06.2012 Panasonic представила макеты объективов 12-35mm F2.8 и 35-100mm F2.8 для камер системы Micro Four Thirds

На выставке CES 2012 компания Panasonic представила макеты двух объективов для камер системы Micro Four Thirds. Оба объектива будут иметь переменное фокусное расстояние и постоянную максимальную диафрагму F/2,8.

05.06.2012 Casio представляет компактные камеры EX-ZS150, EX-ZS20, EX-ZS12, и EX-ZS6

Компания Casio пополнила модельный ряд своих компактных камер четырьмя новинками начального уровня: EX-ZS6, EX-ZS12, EX-ZS20 и EX-ZS150.

01.06.2012 Fujifilm выпускает ограниченным тиражом 10000 экземпляров X100 Black Limited Edition

Fujifilm объявила выпустит компактную камеру X100 большим сенсором, ограниченным тиражом 10 000 камер.