ШКОЛА ФОТОГРАФИИ / АРХИВ / Фотографирование без фотоаппарата |
Фотографирование без фотоаппарата
Многие старые правила фотографии были разрушенной в последние годы введением дешевых цифровых камер и обработкой изображения на компьютере.
Сканография разрушила главное правило фотографии, для того чтобы заниматься фотографическим творчеством, совсем не обязательно брать в руки фотоаппарат и идти снимать. Современные компьютерные технологии позволяют использовать вместо фотокамеры… любой недорогой планшетный сканер.
Тюльпаны фиолетовый и желтый. Катинка Матсон
Сканография – одно из интереснейших направлений в современном фотоискусстве. Суть его в том, что предметы раскладываются прямо на стеклянной панели обычного сканера и сканируются точно так же, как обычные документы или рисунки.
Хотя сканер предназначен для копирования плоских оригиналов, он обладает некоторой глубиной резкости. Особенность этих изображений в том, что они одинаково резки по всему полю (объектив фотоаппарата дает максимальную резкость только в центре).
Катинка Матсон
Сканографией занимаются профессионалы всего мира, и с каждым годом их становится все больше и больше. С одной стороны, это вызвано интересом фотохудожников к новому виду творчества, с другой – покупательским спросом.
Многие опытные фотографы, однажды попробовав сделать сканограмму, заболевали ею навсегда. Сканограмма идеальна также для обучения фотолюбителей, поскольку не требует наличия предварительных знаний о технике фотосъемки, а также покупки дорогой оптики. Но не следует воспринимать сканографию как забаву для начинающих – на самом деле это весьма сложное искусство, в котором много секретов и своих «подводных камней»...
Грибы и тюльпаны Катинка Матсон
Если принцип действия всех CCD-сканеров совпадает, то их техническое устройство может значительно различаться. Расположение и свойства источника света, оптические параметры призмы, геометрические характеристики системы зеркал - все это вносит тонкие различия в результаты обработки трехмерных объектов. По этой причине в сканографии получено очень мало результатов и рекомендаций, имеющих всеобщее значение. За исключением нескольких элементарных технических приемов, здесь частное преобладает над общим. Фундаментом любого успешного результата являются эксперименты с расположением оригинала, выбором параметров сканирования и расстановкой дополнительных источников света.
Лилия Катинка Матсон
Приведем несколько общих рекомендаций, пригодных в большинстве случаев, когда требуется получить качественный цифровой образ трехмерного объекта.
- Перед сканированием объекта необходимо очистить поверхность стекла. Так как оцифровка мелких предметов требует задания высоких значений разрешения, то даже мельчайшее загрязнение будет захвачено сканером, что внесет дополнительные помехи в результирующий образ.
- Крышку нужно оставлять открытой, чтобы не сдавливать объекты съемки,.
- Для защиты от постороннего света съемку производить в темной комнате. Можно накрыть аппарат черной накидкой, как делали фотографы лет сто назад. Если выполнить это условие невозможно, то, по крайней мере, следует исключить воздействие на объект направленных источников света.
- Большинство сканеров смотрят под углом на плоскость изображения, поэтому эту особенность следует учитывать при создании композиции.
- Проблемы особого свойства возникают при обработке блестящих предметов, например монет или ювелирных объектов. В этом случае приходится учитывать расположение предмета и направление движения источника света, поскольку от этого зависит распределение бликов и теней на оцифрованном изображении. Сканирование предметов из металла часто приводит к появлению на изображении радужного узора. Очень трудно предложить такие подготовительные мероприятия, которые на стадии сканирование гарантированно предотвращали возникновения этого дефекта.
- Результаты сканирования реальных объектов почти всегда нуждаются в дополнительной обработке средствами растрового редактора. Объем этой обработки зависит от типа обрабатываемого объекта, но почти всегда приходится выполнять очистку фона и настройку тонового и цветового баланса.