ШКОЛА ФОТОГРАФИИ / АРХИВ / Практические советы для родителей-фотолюбителей: снимаем праздник! |
Приближается зима, а вместе с ней — много веселых праздников. Пройдут утренники в детских садах, новогодние елки и другие праздничные мероприятия. И многие родители захотят запечатлеть эти торжественные моменты в жизни своего чада. Однако, даже имея некоторый фотографический опыт, люди часто совершают много ошибок, связанных с неординарностью условий съемки: праздники часто проводятся внутри помещений со сложным для фотографа освещением. Кроме того, дети веселятся, носятся, бывает трудно предсказать, что произойдет в следующий момент. В этой статье опытные детские фотографы Илья Ульянов, Юлия Чернова и Алексей Кириллов рассказывают о характерных ошибках, а также делятся советами, помогающими их избежать.
План съемки
Прежде всего нужно отметить, что съемка детских праздников относится к репортажному жанру. То есть фотограф должен уметь увидеть интересные, характерные моменты в происходящих событиях и запечатлеть их так, чтобы передать атмосферу праздника, другими словами, оказаться в нужном месте в нужное время. Чтобы упростить себе задачу и не носиться с фотоаппаратом по всей площадке, судорожно давя на кнопку и наступая всем на ноги, нужно предварительно составить план съемки. Для этого необходимо заранее связаться с организаторами праздника и узнать его программу: из каких частей он состоит, где и когда будут находиться основные действующие лица и, наконец, какое при этом будет освещение и т.д. И самое главное — можно ли будет пользоваться вспышкой? Зачастую ее применение может быть очень нежелательным. Пример — сложные акробатические трюки, моменты, когда гаснет свет для создания атмосферы «страха» или, наоборот, праздника, когда в темноте под крики детей «елочка зажгись!» вспыхивают гирлянды… На место проведения мероприятия следует прибыть заранее (как минимум — за полчаса), обойти будущую съемочную площадку, заранее наметить себе несколько выгодных точек съемки, которые можно будет менять по ходу действия. Нужно помнить, что внимательно и правильно составленный план съемки — очень важный элемент успеха.
Эмоциональный репортаж
Главная задача — максимально полно передать участие ребенка в празднике: осветить мероприятие, выполняемые номера, запечатлеть интересные и необычные моменты, а самое главное — детские эмоции. Например, если в программе праздника присутствуют характерные герои (например, Снегурочка), нужно снимать не одного ребенка, а ребенка во взаимодействии с этим персонажем. При этом старайтесь ловить моменты, когда на детском лице отражены яркие эмоции, не важно, испуг это, удивление или радость — снимок от этого только выиграет!
Композиция
Как можно композиционно построить кадр, рассмотрим на более простом примере — ребенку вручают подарок. Вот он получил его, повернулся к зрителям, очень довольный, буквально сияющий, улыбнулся — и именно в этот момент его нужно снимать. При этом необходимо заранее выбрать удобную точку съемки, чтобы можно было взять крупным планом и лицо ребенка, и подарок. Надо сделать так, чтобы резкими были только эти два элемента, а задний план был размытым (снимаем в режиме «портрет» или на большой диафрагме). Таким образом, фон не будет отвлекать внимание, а оба сюжетно важных объекта — подарок и лицо ребенка — попадут в кадр.
Вернемся к примеру со Снегурочкой. Рассмотрим кадр, в котором присутствует и она, и ребенок. Как выделить ребенка, сделав на нем основной смысловой акцент? Можно увести Снегурочку в зону нерезкости. Но такой прием допустим только в отношении хорошо узнаваемых персонажей (чтобы было понятно, кто же там в нерезкости).
Другой способ — фигура ребенка входит в кадр полностью, а фигура Снегурочки частично обрезана границей кадра. Взрослый — выше ребенка, чтобы что-то ему сказать, он наверняка наклонится, и его фигуру можно будет обрезать. Здесь важно помнить некоторые правила того, как «резать» можно, а как — нет. Линии, уходящие за край кадра, не должны быть прямыми, они должны немного изгибаться, чтобы человек мог мысленно достроить изображение, оставшееся за кадром. Кроме того, нельзя «обрезать» фигуру по суставам, запястьям, лодыжкам, шее. Если уходящая за край кадра линия — прямая, воображение продолжает ее до бесконечности, таким образом, руки и ноги могут казаться неестественно вытянутыми. Напротив, если линия имеет изгиб, воображению проще достроить невидимую часть изображения такой, какой она должна быть.
И, наконец, нужно правильно выбрать точку съемки, в частности, ее высоту. Если вы хотите сделать ребенка более высоким, съемку следует вести из наиболее низкого положения. Для неискаженной передачи роста нужно фотографировать примерно с уровня талии объекта. Эти способы работают при съемке с достаточно большого расстояния. Ну, а если вы хотите получить смешных коротышек с большими головами, похожих на инопланетян — снимайте сверху.
Чем снимать будем?
Прежде всего надо выбрать чувствительность пленки или матрицы цифровой камеры. Чувствительность пленки следует выбирать в пределах от 200 до 800 единиц ISO в зависимости от формата фотографий, которые вы собираетесь печатать, и от условий освещения в конкретном зале. Самой универсальной, пожалуй, будет пленка ISO 400. Если у вас цифровая камера, нужно устанавливать минимальную чувствительность, приемлемую для данных условий освещения. Так, например, камерами стоимостью до 500 у.е. обычно можно получать снимки с небольшими «шумами» на чувствительностях 50—100 единиц, более дорогими — на чувствительностях до 200 единиц, но даже на зеркальных цифровых камерах редко используется чувствительность более 400 единиц. Но если вы собираетесь печатать фотографии форматом не более 10х15 см, то приведенные цифры можно увеличить примерно вдвое. Еще один важный момент — фокусировка. Некоторые фотокамеры (в основном недорогие) очень долго фокусируются, особенно в условиях низкой освещенности. Получается, что вы увидели удачную ситуацию, но, пока камера фокусировалась, момент «ушел». Бороться с этим можно двумя способами: либо вообще отключить автоматику и фокусироваться вручную, либо заранее сфокусироваться на предполагаемом объекте съемки, наполовину нажав кнопку спуска, и ждать...
В ходе съемки можно использовать как широкоугольные объективы (с фокусным расстоянием менее 50 мм в 35 мм эквиваленте), так и телеобъективы (с фокусным расстоянием более 50 мм). И те, и другие имеют свои особенности, достоинства и недостатки. Телевики позволяют снимать крупные планы издалека, не привлекая внимания. В то же время они обычно имеют меньшую светосилу, чем широкоугольники, что вынуждает использовать большие выдержки, а это может привести к смазанности объекта, вызванной его движением или дрожанием рук оператора. Объективы с маленьким фокусным расстоянием, напротив, имеют большую светосилу и позволяют захватить в кадр много объектов с небольшого расстояния. Однако при этом они могут давать большие геометрические искажения, в особенности это касается недорогих зумов. Так, портрет, снятый с близкого расстояния таким объективом, будет иметь весьма комичный вид. Надо отметить, что наименьшие искажения перспективы дают объективы с фокусным расстоянием близким к 50 мм, а зумы позволяют работать более оперативно, чем объективы с постоянным фокусным расстоянием.
И, наконец — камеру лучше не выключать. Вообще. В течение всего праздника. Если аналоговые фотоаппараты включаются довольно быстро, то цифровые, особенно с выдвигающимся при включении объективом, могут делать это несколько секунд. Лучше заранее договориться с администрацией и, если возможно, подключить камеру к сети или захватить пару запасных комплектов батареек (аккумуляторов).
О свете, вспышках и естественном цвете лица
Как уже говорилось выше, освещение в помещениях часто бывает недостаточным, что приводит к необходимости использования вспышки. Нужно отметить, что если зал достаточно освещен, у вас нет хорошей (внешней) вспышки или вы не умеете ей пользоваться, то лучше ее не использовать вообще. Если свет в зале рассеянный и однородный, это, по крайней мере, позволит получить нормальный результат — может быть, не очень высокохудожественный, но вполне приличный. При этом нужно будет использовать соответствующие фильтры для пленочной камеры (если освещение — искусственное), а если применяются лампы накаливания, можно использовать пленку с маркировкой «Т». В цифровой камере нужно будет настроить баланс белого, причем сделать это необходимо как можно точнее заранее, для чего необходимо сделать несколько пробных снимков. Это будет намного лучше, чем надеяться потом все исправить на компьютере. Что касается фильтров для пленочных камер, то они все равно не дают стопроцентного результата, поэтому лучше пользоваться мощной вспышкой.
Хуже обстоит дело, когда источники света имеют разную цветовую температуру, например, присутствуют свет от окна и от лампы накаливания, от окна и от люминесцентной лампы и т.п. В таком случае нужно или пользоваться вспышкой или довериться автоматической настройке баланса белого у цифровой камеры. Особенно внимательно нужно следить за тем, чтобы объект не был освещен с разных сторон разными по характеру источниками света одновременно. Иначе одна половина лица может получиться синей, а другая — желтой.
Теперь обсудим использование вспышки и предположим, что она внешняя. В этом случае вспышку можно направить в стену или в потолок. Это позволит получить мягкий рассеянный свет, наиболее благоприятный для портретной съемки. При этом важно, чтобы потолок или стена были светлыми и не имели собственного яркого тона, например — оранжевого или голубого, так как это придаст лицам незабываемую окраску. Угол поворота головки вспышки нужно рассчитать таким образом, чтобы отраженный свет упал именно туда, куда нужно, — это можно прикинуть «на глазок».
Если использовать стены и потолок невозможно (если они далеко, темные или цветные), то на вспышку лучше прикрепить отражатель, который несложно сделать из обычного кусочка бумаги, прикрепленного к вспышке резинкой сверху таким образом, чтобы он выступал вперед (вспышка при этом направляется вверх).
Если ни один из описанных вариантов реализовать не удается и приходится использовать встроенную вспышку или прямой свет от внешней вспышки, лучше, чтобы она работала в мягком, заполняющем режиме (если вы не снимаете в полной темноте), чтобы не получить вместо лица светлый плоский блин. Использование встроенной вспышки, как правило, возможно только на небольших расстояниях, и об этом тоже нужно помнить.
Несколько полезных советов:
1. Отправляясь на съемку, заранее внимательно прочтите инструкцию для камеры и вспышки. Лучше иметь недорогую камеру и хорошо знать, что она может, чем иметь профессиональную камеру и не уметь ей пользоваться.
2. Захватите с собой запасной комплект батареек (а лучше — два) для камеры и вспышки (особенно для вспышки!). Они имеют свойство садиться в самый неподходящий момент.
3. Не жалейте пленки. Если вы хотите выбрать наиболее качественные фотографии из многих, а не какие попало из тех, что есть, одной пленки будет явно мало.
4. Поменьше вмешивайтесь в процесс праздника, помните, что дети пришли веселиться, а не позировать для фотокамеры.
5. И, наконец: отключите впечатывание даты в кадр! Это — любительство, причем худшего образца!
Автор Алексей Шилкин